Как проверить вентилятор ноутбука на работоспособность

Содержание

Как проверить вентилятор ноутбука | Сделай все сам

Как проверить вентилятор ноутбука на работоспособность

Если у вас появились сомнения, связанные с перегревом какого-нибудь устройства в ноутбуке, то нужно проверить работоспособность вентилятора. Для этого нужно применять добавочные утилиты.

Вам понадобится

Инструкция

1. Скачайте программу SpeedFan. Установите ее и запустите файл speedfan.exe. Вначале смените язык программы. Нажмите кнопку Configure. В открывшемся окне выберите вкладку Options. Сейчас в пункте Language установите параметр Russian. Нажмите кнопку OK.

2. Сейчас опять откройте основное меню программы. В центрально части окна будет показано состояние вентиляторов и температура устройств, к которым они прикреплены. Если температура оборудования превысила возможную норму, то рядом с его наименованием будет размещен значок «пожар».

3. В нижней части окна обнаружьте надобный вентилятор и увеличьте скорость вращения его лопастей, нажав несколько раз кнопку «Вверх». Удостоверитесь в том, что температура надобного оборудования опустилась до типичной отметки.

4. Если этого не случилось, то почистите механическим методом кулер. Отключите ноутбук и разберите его. Для этого открутите несколько шурупов и отсоедините нижнюю крышку ноутбука. Будьте весьма опрятны, так как, в большинстве случаев, к ней крепится несколько шлейфов, идущих от материнской платы. Непременно запомните коннекторы, к которым крепились данные шлейфы.

5. Открутите шурупы, прижимающие необходимый вентилятор к устройству. Отключите питание от вентилятора, отсоединив соответствующий кабель. Сейчас смочите ватный диск в слабом спиртовом растворе и протрите им лопасти вентилятора. Если кулер слишком небольшой, то используйте ватные палки. Всецело очистите лопасти от пыли.

6. Установите кулер в гнездо и прикрутите его. Соберите ноутбук, верно прикрепив шлейфы и закрутив все шурупы. Включите ваш мобильный компьютер. Позже заключения загрузки операционной системы запустите программу SpeedFan. Удостоверитесь в том, что кулер работает исправно, а температура оборудования не превышает возможной нормы.

Совет 2: Как проверить работоспособность материнской платы

Для осуществления проверки у вас должен быть рабочий блок питания и исправный процессор.

Совет 3: Как увеличить на ноутбуке скорость вентилятора

Основная загвоздка некоторых моделей ноутбуков заключается в низком качестве системы охлаждения. Обыкновенно это обусловлено тем, что вентиляторы работают на 30-50% своей максимальной мощности.

Проверка работы кулера на ноутбуке

Как проверить вентилятор ноутбука на работоспособность

Перегрев двигателя грозит серьёзными последствиями: заклинит поршня, пробьёт , что перейдёт в капитальный ремонт силового агрегата. Поэтому, вентилятор охлаждения является важным элементом, предохраняющем силовой агрегат от предельного нагревания.

При следующих обстоятельствах:

  • Неисправность электродвигателя вентилятора. Проблема устраняется путём замены на рабочий;Меняем электродвигатель вентилятора
  • Перегорел предохранитель. Необходимо заменить на новый;Меняем предохранитель
  • Реле включения вентилятора не работает. Нерабочее заменяется новой, рабочей;Меняем реле включения вентилятора
  • Обрыв в цепи электропитания. При обнаружении обрыва в линии, нужно восстановить провод или заменить его;Проверяем на обрыв в цепи
  • Плохой контакт. Соединения зачищаются, следы окисления необходимо удалить;
  • Поломка температурного датчика. .Меняем датчик температуры охлаждающей жидкости

Проверка работоспособности электродвигателя вентилятора охлаждения

Самый простой способ, проверить работоспособность вентилятора — накинуть на него два прямых провода: минус и плюс.

Плюс берётся с аккумулятора, минус с кузова автомобиля. Если при замыкании цепи он не сработал, значит проблема заключается именно в нём. При запуске лопастей, ищем проблему в другом месте.

Схема работы вентилятора охлаждения

В основном, при обнаружении нерабочего вентилятора выявляются несколько причин:

  • Перегорел электродвигатель, обрыв в обмотке;
  • Износ угольных щёток;
  • Заклинил или рассыпался подшипник.

Если в двух последних случаях проблема решается так сказать, малой кровью, первый предполагает замену электромотора.

Важно! При накидывании проводов, основное питание электродвигателя нужно отсоединить.

Порядок действий при проверке

Работа вентилятора на ВАЗ-2114 завязана через 2 предохранителя. Один из них отвечает ещё за звуковой сигнал. Проверить его можно нажав на клаксон. Если звука нет, заменить на целый. Расположен он в монтажном блоке, это 20-ти амперный, обозначенный маркировкой F5.

Проверяем и при необходимости меняем предохранители

Второй, находится под торпедой, со стороны пассажира. Под обшивкой расположены 3 реле с предохранителем для каждой. За работу вентилятора охлаждения отвечает средняя пара.

Перегоревший элемент заменить на новый (предохранитель можно «прозвонить» мультиметром или ограничиться визуальным осмотром. Для проверки работоспособности реле потребуется омметр).

Проверяя их состояние, заодно убедиться в нормальном состоянии контактов, при обнаружении окиси зачистить.

Важно! Обнаружив перегоревший предохранитель, не стоит ограничиваться его заменой на новый. Нужно обязательно найти причину обрыва, так как в ближайшее время новый снова перегорит.

Проверка датчика включения вентилятора

Если причина не обнаружена, следующим шагом должна быть проверка работоспособности датчика включения вентилятора. Сделать это не сложно. Обесточить его и включить зажигание, при этом обратить внимание на вентилятор. Вращение лопастей говорит о том, что причина неполадки именно в датчике.

Проверяем датчик включения вентилятора системы охлаждения

Ввиду того, что очень часто датчик начинает глючить, подавая ошибочные сигналы, рекомендуется проверить его ещё одним способом. Для этого понадобится ёмкость с , термометр и мультимерт.

К клеммам датчика подсоединяются провода от измерительного прибора, резьбовая часть датчика погружается в жидкость. Содержимое ёмкости нагреть до температуры срабатывания вентилятора (на ВАЗ 2114 — 92 градуса). При замыкании контактов мультимерт подаст звуковой сигнал.

Значит датчик рабочий, если этого не произошло можно смело его выбрасывать и покупать новый.

Полезно! Перед установкой желательно проверить работоспособность купленного датчика таким-же способом.

Итоговая проверка

Устранив проблему, завести мотор машины. Электродвигатель вентилятора должен запуститься примерно через 5 минут работы на холостом ходу. Если этого не произошло, а температура достигла нужной нормы, проведите диагностику неисправностей ещё раз.

о причинах почему не включается вентилятор охлаждения на ВАЗ-2114

String(10) «error stat»

В любом двигателе внутреннего сгорания должна стоять эффективная система охлаждения. Без которой мотор перегреется и все его подвижные части могут выйти из строя.

Современные автомобили оборудованы системой охлаждения, в которой циркулирует охлаждающая жидкость. Циркуляция осуществляется при помощи специального насоса – помпы.

Любая охлаждающая жидкость при долговременном её нагреве начинает кипеть.

Для предотвращения этого в системе охлаждения предусмотрен радиатор. Радиатор охлаждения двигателя состоит из множества тонких трубок, к которым крепятся специальные ламели, для увеличения площади охлаждения. При движении автомобиля воздух проходит сквозь ламели радиатора и охлаждает металл, тем самым снижая температуру охлаждающей жидкости.

Но на малых скоростях или при стоянии в пробке радиатор не в состоянии в одиночку противостоять перегреву двигателя. В такой ситуации на помощь приходит электровентилятор, который активируется автоматически при определённой температуре охлаждающей жидкости. Если вентилятор системы охлаждения выйдет из строя, мотор будет перегреваться.

https://www.youtube.com/watch?v=n4m408USjug

Далее мы рассмотрим, из-за чего не включается вентилятор радиатора, а также возможные причины и неисправности, которые к этому приводят и методы их устранение.

Что же такое электровентилятор радиатора?

Вентилятор системы охлаждения автомобиля – это обычный электродвигатель, который питается от бортовой сети авто. К его валу прикреплена крыльчатка, которая направляет сильный поток воздуха на радиатор, к передней части которого он и прикреплён с помощью специальной станины.

Для более эффективной работы система охлаждения оснащается диффузором вентилятора. Большинство автомобилей имеют один вентилятор, но бывают авто и с двумя независимыми электромоторами с крыльчаткой, которые включаются одновременно.

Два вентилятора ставится для того, чтобы охлаждение мотора происходило быстрее.

Каким образом включается вентилятор?

В разных моделях автомобилей устройство запускается по-разному. В карбюраторном двигателе стоит датчик включения вентилятора, который посылает сигнал на реле после того, как жидкость нагреется до установленной температуры (100-105 ۫).

Затем срабатывает реле вентилятора и подаёт напряжение на электродвигатель. В инжекторном двигателе управление происходит при помощи электронного блока, который сначала анализирует информацию, полученную контролёром, а затем передаёт на реле.

Возможные неполадки в работе электровентилятора

Когда температура охлаждающей жидкости в критически больших пределах и не включается вентилятор охлаждения радиатора, значит, где-то возникла неполадка. Перед нами стоит задача – определить её и исправить. Вот некоторые часто встречаемые причины отказа работы вентилятора:

  • Поломка электродвигателя;
  • Обрыв проводки питания вентилятора или датчика включения;
  • Окислились контакты подключения датчика или электродвигателя;
  • Сгорел предохранитель электровентилятора;
  • Сломалось реле выключения вентилятора;
  • Вышел из строя датчик включения;
  • Неисправен клапан расширительного бачка.

Источник: https://i-love-psd.ru/proverka-raboty-kulera-na-noutbuke/

Как и на что заменить неисправный кулер на ноутбуке – Гаджеты. Технологии. Интернет – медиаплатформа МирТесен

Как проверить вентилятор ноутбука на работоспособность

Ваши домашние вставили в уши беруши и общаются между собой языком жестов? Соседи звонят вам в дверь и требуют выключить перфоратор? А вы и не думали сверлить – вы просто отдыхаете на диване с ноутбуком… от воя которого сотрясается весь дом.

Кулер мобильного компьютера иногда со временем становится слишком шумным или перестает нормально охлаждать систему. Чистка и смазка, к сожалению, спасают ненадолго.

Радикально решить проблему помогает только установка новой вертушки взамен изношенной, но вот вопрос, как сделать это правильно? Немного терпения, господа! Скоро вы всё узнаете.

Сегодня поговорим, как заменить кулер на ноутбуке, по каким параметрам его выбирать, в каких случаях замена даст желаемый эффект, а в каких – нет, а также как своими руками сделать один кулер из двух.

Один из признаков износа вентилятора ноутбука мы уже выяснили – это шум, который не устраняет ни смазка, ни очистка. Второй признак – неэффективное охлаждение, но с ним не всё так однозначно. В том, что ноутбук плохо охлаждается, иногда виновата не вертушка, а другие явления и вещи.

На стопроцентную неисправность вентилятора указывает следующее:

  • Видимая механическая поломка крыльчатки (подвижной части кулера с лопастями, которая показана на картинке ниже).
  • Тугой ход крыльчатки, который ощущается при попытке повернуть ее вручную.
  • Неустранимое механическое препятствие вращению крыльчатки.
  • Остановки вращения вентилятора при шевелении его кабеля (залом или отхождение контактов).

В этих ситуациях замена вентилятора будет самым простым и правильным решением. Хотя, если причина только в кабеле, чаще всего можно обойтись несложным ремонтом.

На то, что в проблеме виноват не вентилятор, а что-либо другое, указывают такие симптомы:

  • Кулер вращается с высокой скоростью, но из решетки вентиляции выдувается холодный воздух. Причиной может быть неправильная установка или поломка металлических частей системы охлаждения.
  • Кулер, судя по шуму, вращается быстро, но воздух наружу не выходит. Причина – закупорка вентиляционных отверстий на корпусе аппарата спрессованной пылью.
  • Кулер крутится с постоянной высокой скоростью, которая не падает при снижении нагрузки на процессор и другие охлаждаемые устройства. Причина – некорректное управление.
  • При выключении ноутбука вертушка делает рывок или 1-2 оборота и останавливается. После этого ноутбук сразу выключается. Причина – короткое замыкание в устройствах аппарата, неисправность в силовых цепях.

Очевидно, что в этих ситуациях замена кулера не поможет, так как источник неисправности не в нем.

А в следующих случаях причина может крыться как в самом кулере, так и в системе его управления или окружении:

  • При включении ноутбука на экране отображается сообщение о проблемах в системе охлаждения: «System Fan », «System Fan Failure» и т. д. Виновником чаще оказывается изношенный вентилятор, но иногда это вызвано сбоем в его управлении или физическим препятствием вращению (механический стопор, магнитное поле расположенного рядом динамика и т. д.).
  • Кулер не вращается, хотя при подталкивании рукой крыльчатка легко приходит в движение.
  • Кулер вращается слишком медленно, его скорость не соответствует интенсивности нагрузки на систему. Компьютер выключается от перегрева.
  • Крыльчатка движется рывками с периодическими остановками. Компьютер выключается от перегрева или тормозит.

Как определить виновника неполадки

Вдомашних условиях без специальных диагностических средств на это не так много возможностей, поэтому основными вашими инструментами будут глаза и руки.

О том, как произвести демонтаж и последующую установку системы охлаждения в корпус ноутбука, подробно рассказано в статье про замену процессора. Кстати, кроме самого кулера и отвертки вам понадобится хорошая термопаста.

Проще всего выявить неисправность вентилятора, когда в ноутбуке их два (или больше). Если неполадка наблюдается с одной стороны, чаще всего достаточно проверить этот кулер заменой, подключив вместо него второй. Если с обеих сторон, то очевидно, что сбой возник в системе управления, так как все вентиляторы одновременно выходят из строя крайне редко.

К сожалению, основная масса мобильных компьютеров оснащена одной-единственной вертушкой. В таких случаях алгоритм диагностики будет следующим:

  • Снимите кулер с посадочного места в корпусе ноутбука, отключите от материнской платы и очистите от пыли. Корпус вентилятора может быть полуоткрытым или закрытым со всех сторон. Последние бывают разборными и неразборными (клееными или на заклепках). Части разборных корпусов скрепляют защелки или винты.
  • Если корпус полуоткрытый или разборный, удостоверьтесь в целостности механических частей крыльчатки. Проверьте ее подвижность. В норме она должна вращаться без усилий даже от слабого толчка. Дальше речь пойдет только о разборных вентиляторах, так как попытки вскрыть неразборные часто приводят к их поломкам и непригодности к дальнейшему использованию. Работоспособность таких устройств можно протестировать только заменой.
  • Если крыльчатка съемная (чтобы это проверить, аккуратно потяните ее наверх, стараясь не повредить, так как лопасти легко ломаются), извлеките ее из гнезда и убедитесь, что ничего не попало внутрь. Остатки загустевшей смазки (кстати, именно она может стопорить кулер) удалите салфеткой, вал крыльчатки дополнительно очистите спиртом.
  • Капните каплю силиконового или смазочного машинного масла на вал крыльчатки (солидол, литол, вазелин и другие вязкие составы для этого не подходят). Если вентилятор неразборный или вы не обнаружили загрязнений внутри, пропустите этот пункт. Кстати, после смазки шумящий вентилятор может некоторое время поработать нормально, но, к сожалению, недолго.

Поместите вентилятор на посадочное место в корпусе ноутбука и, не прикручивая винтами, подключите к разъему на материнской плате. Включите аппарат. Понаблюдайте за поведением вертушки.

В норме в момент подачи питания она может дернуться и остановиться, чтобы через несколько секунд начать вращаться с обычной скоростью.

Если видите другую картину, приподнимите ее над посадочным местом, пошевелите провода чтобы исключить повреждение последних и воздействие окружения.

Как выбрать кулер на замену

Заменить вышедший из строя вентилятор ноутбука можно только на такой же, так как конфигурация, высота и распиновка разъема у каждой модели строго индивидуальные. Кроме того, на ноутбуках с двухвентиляторной системой охлаждения различают правый и левый кулер, которые нельзя менять местами.

Вентилятор ноутбука всегда работает на выдув!

К счастью, большинство производителей мобильных компьютеров выпускают вентиляторы, которые подходят не одной, а нескольким моделям аппаратов их марки. Поэтому сложности с нахождением нужной детали в продаже возникают нечасто, если, конечно, ноутбук не слишком старый.

Чтобы найти подходящий кулер в продаже, достаточно знать модель своего лэптопа. Вот пример карточки товара одного из интернет-магазинов. В заголовке указаны серии совместимых ноутбуков, ниже – модели.

Как видите, всё очень просто.

Собираем один кулер из двух. Спасение, если в продаже нет подходящего

Как сказано выше, конфигурации кулеров для мобильных компьютеров строго индивидуальны, но в отдельных случаях такая замена всё же допустима. Точнее, не замена одного устройства на другое, а перенос исправной крыльчатки с двигателем в корпус родного вентилятора ноутбука. Для этого должны быть соблюдены следующие условия:

  • Высота крыльчатки кулера-донора должна быть не выше, чем у реципиента. Лучше, когда она немного ниже.
  • Скос лопастей крыльчатки обоих вентиляторов должен быть направлен в одну сторону (оба правые или оба левые).
  • Обе детали должны быть разборными.
  • В идеале должны совпадать порядок распиновки разъемов (определяется по цвету проводов) и количество контактов.

Вентиляторы современных ноутбуков имеют на колодке подключения по 4 контакта (питание 5 V, выход тахометра, управляющий вход шимконтроллера и земля), однако порой встречаются вертушки с трехпиновыми (питание, выход тахометра, земля) и двухпиновыми (питание, земля) разъемами.

Две последних разновидности используются на старых или самых бюджетных ноутбуках и нетбуках и на замену 4-пиновым не годятся. Хотя с оговорками, ведь чтобы кулер начал вращаться, его достаточно просто запитать, а регулировка скорости – не самое главное (он будет постоянно крутиться на максимуме).

Конечно, если ваша задача – обеспечить компьютеру охлаждение на период поиска нормальной запчасти, а не постоянно.

К сожалению, 4-контактные разъемы мобильных кулеров не приведены к единому стандарту, и провода на них расположены так, как это удобнее было сделать производителю.

Поэтому если вам не удалость подобрать замену с таким же порядком проводков, как на старой вертушке, придется вынимать их из колодки и вставлять в нее уже в нужном порядке.

Кстати, то же самое придется проделать, если колодка нового кулера не идентична колодке старого.

Кончики проводов в пластиковых разъемах удерживаются крошечными защелками. Чтобы извлечь проводок, защелку необходимо приподнять небольшим плоским инструментом, например, отверткой. При обратной вставке проводка в гнездо он фиксируется автоматически.

Крыльчатку кулера-донора можно переставить в другой корпус только вместе с двигателем, но двигатель намертво прикреплен к одной из его половин.

Чтобы отделить его от корпуса, необходимо распилить места соединения по желтым линиям, показанным на картинке ниже.

Точно так же готовим корпус родного вентилятора, то есть удаляем из него неисправный двигатель (распил делается по красным линиям). Области, отмеченные белыми кружками, должны перекрываться – они станут местами соединения.

На предпоследнем этапе вставляем двигатель вентилятора-донора в подготовленный корпус реципиента и соединяем их при помощи пайки или склейки суперклеем (если обе детали металлические, их лучше спаять).

На этом всё, «франкенштейн» готов, теперь можно собрать и установить его в ноутбук. Если все сделано правильно, вентилятор будет охлаждать систему, как родной, и прослужит довольно долго.

Источник: https://nig.mirtesen.ru/blog/43436821265/Kak-i-na-chto-zamenit-neispravnyiy-kuler-na-noutbuke

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.